Название: Аватар Оригинальное название: Avatar Год выхода: 2009 Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения Режиссер: Джеймс Кэмерон В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Лас Алонсо, Уэс Студи, Си Си Эйч Паундер
Бюджет: 237 000 000 $ Сборы: 2 712 115 019 $
Рецензия на фильм "Аватар":
Десантник Джейк Салли (Сэм Уортингтон), угодивший в инвалидную коляску после одной из войн на Земле, отправляется в космос на планету Пандора, чтобы заменить своего брата-близнеца, убитого в случайной стычке со шпаной. Брат был участником проекта "Аватар" и готовился управлять телом пандорского аборигена На'ви — компания, добывающая полезные ископаемые на Пандоре, весьма озабочена стычками с местными трехметровыми синими индейцами и пытается их изучать. Технология замечательная: пока землянин спит, его синий аватар носится по джунглям, пока спит аватар, землянин хлебает баланду в казарме. Вот только никто не предполагал, что бывший десантник влюбится в эти джунгли и решит, что синие индейцы ему ближе, чем далекая Земля. И когда компания пошлет авиацию бомбить деревни и священные рощи, трехметровый синий Джейк Салли окажется тем, кто поведет оседлавших летающих драконов На'ви в бой. Обсуждение "Аватара", проходящее на фоне тихого гудения про "прорыв" и "кинематограф будущего", носит какой-то растерянный характер, фильм как тефлоновый ускользает от внятного анализа. Главными остаются вопросы: облажался ли Кэмерон (нет), великое ли это кино (а "Титаник" был великим?), соберет ли фильм миллиард долларов (неизвестно), является ли он технологическим прорывом (о, да!), встанет ли в один ряд с изменившими представление о коммерческом кино "Хранителями" и "Темным рыцарем" (нет), стоит ли его смотреть (разумеется). Похоже, что ошеломительный эффект этого фильма в том, что "Аватар" — это средний умный блокбастер, только блокбастер приблизительно 2020 года. Сегодня судить о нем так же трудно, как году в 50-м о "Трансформерах". Самые простые сюжетные конструкции укладываются тут в 162 минуты эпического сновидения — целью Кэмерона явно было утащить зрителя, подобно Джейку Салли прикованного к инвалидному креслу, только не медицинскому, а зрительскому, туда, где не ступала нога человека. "Приключения" — прекрасное слово, хоть и траченное молью горячих предложений туркомпаний — приобретает тут свой изначальный смысл: сражение с хищниками в джунглях, укрощение драконов, грандиозная финальная битва в облаках. "Аватар" — в первую очередь переживание, сон Джеймса Кэмерона о том, каким может быть кино будущего: осознанно-наивным, страстным, рыщущим в поисках самых новых технических средств для того, чтобы рассказать самые старые истории на свете. Кэмерон ведь всегда рассказывал только о том, что никогда не кончается, будь то сказка про Смерть, которая неотступно ходит за человеком (пусть и в обличии робота) или про влюбленных, которым не суждено быть вместе. На этот раз он рассказал, пожалуй, самую старую сказку — про потерянный рай. Рай — это джунгли Пандоры, списанные с мультфильмов Миядзаки. Но не потому, что парящие в небесах скалы невероятно красивы, так же как летающие драконы и шестиногие кони, не потому, что синие На'ви живут в буколической гармони с природой, а природа вся объединена единым нервом — в "Неукротимой планете" Гаррисона та же единая природа выглядела как ад. Экология, скуксившийся в холодных объятиях нулевых нью-эйдж, политика, мрачные футуристические прогнозы — все это, в конечном счете, ерунда, задевшая "Аватара" по касательной. Рай — это простые и ясные ответы на вопросы о том, где бродит твой аватар, пока ты спишь, и чью сторону следует принять, когда полетят бомбы.
Интересные факты Идея фильма пришла в голову Джеймсу Кэмерону в середине 90х. В 1995 году он написал 80-страничный сценарий, но средств осуществить то, что родилось в его воображении, тогда не уществовало. Источником вдохновения для Кэмерона служили "книги научной фантастики, прочитанные им в детстве", в частности книги Эдгара Райса Берроуза ("Джон Картер — марсианин") и произведение Пола Андерсона "Зовите меня Джо". В 2006 году сценарий был переписан: с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Университета Южной Калифорнии Полом Фроммером, Кэмерон разработал целый язык и культуру для На'ви, коренной расы Пандоры.
В фильме Кэмерон использовал собственную технологию 6D-съемки "Reality Camera System" с двумя камерами высокого разрешения. Также использована технология motion capture — захват специальными датчиками движений актеров и их последующая цифровая обработка. При этом эффективность стадии захвата была в шесть раз больше, чем использовали раньше, что позволило детектировать и выражения лиц актеров. Также была разработана технология, которая позволяла во время съёмок видеть на экране мониторов виртуальных персонажей вместе с живыми актерами.
Не-виртуальные декорации включают в себя: Комнату связи, где установлены подобия саркофагов, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара, Биолабораторию, Центр правления и военный бастион Armor Bay, где хранятся костюмы усиленной подвижности и вертолеты.
Выпущено: США, Twentieth Century-Fox Film Corporation Продолжительность: 02:41:42 Озвучивание: Дублированное [лицензия]
Список наград и номинаций фильма «Аватар»
Фильм получил 3 премии «Оскар» в номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика». Был номинирован ещё в 6-ти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж». Фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» Кроме того, фильм был номинирован на «Золотой глобус» в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня». Фильм номинирован на премию «Сезар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Фильм стал обладателем премии «BAFTA» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика».
Кроме того, фильм был номинирован на «BAFTA» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек». Фильм стал обладателем кинопремии «Жорж», как лучший зарубежный экшн.
Фильм стал обладателем премии «Empire Awards», вручаемой журналом Empire в 3-х номинациях: «Фильм года», «Лучший режиссёр», «Лучшая Актриса» (Зои Салдана).